Facebook опубликовал информацию о доходах
Но перед этим компании должны опубликовать полную информацию о доходах, рисках и перспективах. Это значит что у пользователей появилась возможность узнать, что же представляет из себя Facebook на самом деле.
Довольно часто встречающееся мнение о том, что доходы соцсети достаточно не высоки и компания существует только на средства инвесторов были опровергнуты. В 2011 году оборот Facebook составил 3.71 млрд. долларов. Чистая прибыль из этой суммы составила 1 миллиард. Темпы роста тоже весьма значительны – за три года оборот увеличился в пять раз.
Если сравнить эти цифры с показателями Google: например в 2004 году чистая прибыль Google равнялась 143 миллионам долларов, что почти в семь раз меньше чем у Facebook в настоящий момент.
Еще примечательно то, откуда у соцсети берутся деньги. Основа прибыли – это реклама на страничках социальной сети. Увеличение количества юзеров и времени, которое они просиживают на сайте, транслируется в рекламные доходы самым непосредственным образом. 85% денежных средств, прошедших через Facebook в прошлом году, принесла именно реклама.
Большую часть остатка от этих 85% составляют отчисления с покупок, которые совершаются через платежную систему соцсети. Здесь речь идет в основном о виртуальных товарах, например покупка семя и овощей для популярного приложения-игры Farmville, чем то похожую на российскую «Веселую ферму».
И не надо ухмыляться. Виртуальные товары сейчас – это серьезный бизнес. Отчет Facebook подтверждает это на 100 %. По оценкам компании, на мировом рынке виртуальных товаров в позапрошлом году оборот составил 7 млрд. долларов. Прогнозируют, что к 2014 году оборот составит 15 млрд долларов.
С одной стороны новость отличная для Facebook. А с другой, чем больше социальная сеть полагается на данный источник дохода, тем сильнее ее зависимость от еще одного гиганта этой незначительной, казалось бы, индустрии – компании Zynga, которая разработала как раз ту самую игру Farmville и еще множество других популярных игр.
12 % оборота Facebook непосредственно связанны с компанией Zynga, которая так же вкладывает серьезные средства в рекламу своих игр. Если эта компания перестанет сотрудничать с Facebook, то доходы последнего заметно сократятся.
Но у Facebook кроме доходов есть и расходы. Основной убыток составляет содержание и развитие дата-центров. Для того, чтобы обслуживать почти 900 миллионов пользователей в месяц, нужны гигантские вычислительные ресурсы. В настоящий момент у компании есть дата-центры и офисы в 20 странах мира. В 2011 году новые серверы и прочее оборудование, строительство дата-центров, обошлось компании в 606 млн. долларов.
Facebook постоянно критикуют за сбор и эксплуатацию большого количества данных о пользователях. В отчете IPO, риски, связанные с этой ситуацией перечислены. В Facebook боятся, что законы, которые регулируют тайну частной жизни и охрану данных станут жестче. В этом случае компании будет нанесен серьезный ущерб. Так же к убыткам могут привести взломы, утечки информации и прочие скандалы.
Как бы ни развивался сценарий (аналитики очень неоднозначно оценивают биржевые перспективы Facebook), но один из результатов IPO крупнейшей соцсети в мире, вероятно, почувствуют даже те, кто не интересуется всей этой «математикой». Размещение акций сделает сотрудников соцсети миллионерами и на их средства появится следующее поколение стартапов.